Невыносимая легкость бытия

Previous Entry Share Next Entry
Два понимания отношения между человеком и Богом.
Булат
actuspurus
1. Два понимания отношения между человеком и Богом:
А) Отношение господства-рабства. Бог как Высший Господин, Царь, Высший Судья, Высшая справедливость, которая воздает по делам – грешникам наказание, праведникам – награда. При таком понимании Бога, люди – рабы Божьи, которые должны исполнять его повеления (заповеди), исполнять его Закон. Примерами, такого понимания отношения человека и Бога служит Ветхий Завет и Коран. Рабы не смеют обсуждать веления Бога, они должны смиренно принимать от него все. По отношению к так понимаемому Богу, мы постоянно говорим о «страхе и трепете». Пути так понимаемого Бога для людей неведомы, Бога и человека разделяет бесконечная пропасть. Поэтому, Бог понимается даже как стоящий выше человечески понимаемой справедливости (страдания Иова), и все оправдывается тем, что Бог может приказывать своим рабам, все, что захочет, например, приказать Аврааму убить своего сына Иакова (Кьеркегор и его понимание «веры» как упования на Бога вопреки абсурду).
Между таким Богом-Господином и человеком не может быть любви (только страх и трепет), потому что любовь требует человеческой свободы. А воздание по делам (исполнение Закона) есть ничто иное, как принуждение к повиновению «кнутом и пряником».
Б) Отношение отца и сына. В идее считать Бога Отцом и состоит собственно Евангелие Царства Небесного Иисуса Христа. Это и было Новое Слово. Возможно, что когда он называл себя сыном Бога – это означало не то, что он считал себя Богом (как понимали его выражение многие из его современников), а то, что он Бога считал Отцом всех людей, в том числе и своим. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы.» (81, Псалом) Иисус предложил молиться к Богу – «Отче наш», а не «Господи». «Бог есть Любовь» - это иное выражение того, что Бог есть Наш Отец Небесный. Ведь сын исполняет волю отца, не из страха наказания и не из соображений нравственной выгоды, а исходя из побуждений своей свободы, уважения и любви к своему Отцу. И отец любит детей своих всегда, независимо от его дел, как написано:
«да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф., 5, 46-48)
Возможно высказывание Иисуса: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18, 3) надо понимать в том смысле, что те, кто не примут Бога как Отца и не станут его детьми на деле (т.е. не станут исполнять его Волю) те, не войдут в Царствие Бога.
2. Любовь Отца Небесного как свет Солнца одинаково одаряет и праведных, и не праведных, Бог любит всех людей. Бог-любовь не вознаграждает людей и не наказывает за их поступки, в противном случае Он нарушал бы нашу свободу. Любовь Бога к человеку есть некий Дар, есть признание и уважение нашей свободы на деле. Только в пространстве Бога-Любви стало возможно экзистенциалистическое понимание человека как проекта, обращенного в будущее, как возможность. Человек есть не совокупность свойств (как всякая вещь), а возможность быть. Эта «возможность быть» и есть наша сущность, и есть то, что в нас достойно Божественной любви. Бог дает нам дар жизни и ждет от нас ответного дара – осуществить свою свободу, стать со-творцом Богу, на деле реализовать определение человека как «образа и подобие Божье».

  • 1
Аврааму убить своего сына Иакова

Исаака

здравствуйте!
информирую о новом сообществе (на случай, если Вы не в курсе): http://phil-nogovizyn.livejournal.com/profile
прошу передать "to whom it may concern":)

  • 1
?

Log in