Невыносимая легкость бытия

Previous Entry Share Next Entry
Не вижу зла (попытка теодицеи).
Булат
actuspurus
1. Бог является творцом всего сущего, в том числе и человека. Единственный источник зла в мире - это человек, поскольку только человеку дана свобода, дано самовластие решать как поступать. Как я уже писал в других постах, следует отличать вред и зло. Зло - это намеренный вред, зло может причинить только свободное существо. Вреда в мире много. Мир - это равновестная стихия, подчиненная принципу действия и противодействия, пользы и вреда.
2. Здесь возникает проблема - каким образом, Бог допускает зло? Ведь как Творец мира, Бог ответственнен за свое Творение, значит ответственнен и за то зло, которое совершают свободные твари - люди.
3. О том, почему Бог рискнул создать человека свободным - я уже писал. Здесь следует еще добавить, что поскольку Бог является актуализацией всякой возможности, то создание свободного существа является осуществлением одной из возможностей Бога.
4. Вот одно из возможных решений оправдания Бога. Бог создал мир, уравновешенный противодействием сил и стихий (как я уже писал - это распространение принципа справедливости на материальный мир). В таком мире по необходимости для людей нечто идет на пользу, нечто во вред. Наличие вреда самого по себе не проблематична для существа Бога как Высшего Блага, поскольку иначе было невозможно уравновесить мир. Равновесие подразумевает стокновение, борьбу, волнообразные движения действия-противодействия.
5. Злым является не сам вред, но только намеренность  вреда. Намеренность как форма существует только внутри самого субъекта злой воли, содержанием которого является вред. Для Другого человека - намеренность злой воли проявляется только со стороны его содержания - как направленный на него вред. Ведь один и тот же вред, который нам причинен, может иметь в качестве своей причины как намеренность злой воли, так и случайное стечение обстоятельств. Да и откуда мы можем знать, что вред, который нам причинен имеет намеренность, даже если этот вред причинен Другим человеком? (отсюда, кстати, следует опять же подтвержение с другой стороны непротивления злу насилием, которая в новых терминах должна звучать так: не противься насилием причинению тебе вреда другим человеком).  Получается, что зла как такового в мире не существует, существует только вред. Зло остается внутри субъекта злой воли.
6. Но тогда и добра как намеренность доброй воли принести пользу Другому не существует, поскольку в мире (аналогично ситуации со злом)  существует только польза, а намеренность этой пользы остается внутри субъекта доброй воли. Получается, что добро и зло существует только внутри нас, а в мире проявляется только как польза и вред соотвественно. Мир остается миром равновесия, естественного закона действия и противодействия независимо от того совершаем ли мы зло или добро. Зло или добро, т.е. характер намеренности нашей воли остается всегда при нас, внутри нас.
7. На этот характер добра и зла обращал внимание, например, Ницше, который говорил, что "нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов". (аф. 108 "По ту сторону добра и зла".) Но отсюда Ницше делал вывод, что мораль, нравственность - это не реальность, но только средство, инструмент для выживания человеческого рода.  Какую-нибудь роковую для нас проблему мы решали созданием соотвествующей морали и насаждали ее потом насилием и кровью. Мораль как фабрикация фальшивых монет, или как средство "улучшения человеческого рода", или средство управления массами, управления самим собой.
8. Но возможно другое истолкование. В этом мире, в котором царит равновесие стихий действия и противодействия - нет морали и нравственности, есть только справедливость как равновесия в области отношения между людьми. Нравственность и мораль есть только внутри нас. "Царствие Божье внутрь Вас есть".  Но если в нас есть жажда добра и противодействие злу, то откуда они в нас взялись? Почему нас мучает совесть за наши неправедные поступки? Нельзя требовать осуществления добра в этом мире, точно также как и зло в этом мире не может никогда укрепиться окончательльно.  Выглядит правдоподобным рассуждение о том, что этот мир есть только проверка, своего рода школа жизни, испытание. Именно поэтому мы смертны, и быть может, верно сказать, что смерть - это только переход... Каждому - по вере. :)))

  • 1
Извиняюсь, что так поздно комментирую:)

>Единственный источник зла в мире - это человек, поскольку только человеку дана свобода, дано самовластие решать как поступать.

А разве Бог - существо не свободное?
Разве человеку не дана свобода в ограничении, т.е. свобода выбора?
Или Вы не совсем точно выразились?

Да, Бог тоже свободен, но Бог не совершает зла, поскольку есть БЛАГО=ДОБРО.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account