Невыносимая легкость бытия

Previous Entry Share Next Entry
Действовать как Бог
Булат
actuspurus
Начало - http://actuspurus.livejournal.com/26049.html и http://actuspurus.livejournal.com/26741.html

1. Против позиции непротивления злу насилием, которая явно зафиксирована в Евангелии, в нагорной проповеди (Мф, 5:39-48), обычно приводят другие цитаты из Евангелия, где Христос вроде бы говорит о том, что против зла следует защищаться мечом (т.е силою). Привожу все цитаты из Нового Завета (По Симфонии синодального перевода Библии), где слово "меч" употребляется как предмет  или метафора насилия:

Мф. 10: "34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку - домашние его".

Мф. 26: "50 Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. 51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут"

Лк. 22: "35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. 38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. 39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. 41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. 45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. 47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. 48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? 49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его".

К Римлянам 13: "1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона".

К Ефесянам 6: "14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие".

2. Кроме того, Христос своим поведением вроде как указывает, что насилие ради добра приемлемо - так, он изгнал торговцев и менял из Храма (например, Мф 21:10-14).
3. Как бы не истолковывать указынные цитаты в смысле непротивления злу силою - в любом случае, мы сталкиваемся с некоторым произволом толкования, поскольку и другая позиция - позиция сопротивления злу также обоснована цитатами. Существует ли более серьезный аргумент в пользу понимания учения Христа в смысле непротивленчества?
4. Этот аргумент, и аргумент капитальный существует - он явлен в понимании Бога как Бога Любви. Что значит, что "Бог есть любовь" ? (1Ин 4: 8-16) Это значит, что Бог не наказывает и не вознаграждает, он как Солнце светит и добрым и злым или как Дождь проливается и на праведников и на грешников (об этом я подробно писал - см. ниже). В Евангелии от Матфея это понимание Бога зафиксировано не где-нибудь, а сразу за словами о непротивлении злу силой и любви к врагам как обоснование этой позиции непротивления и любви к врагам:

Мф 5: "39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

5. Логика. Бог есть Любовь. Он не наказывает и не вознаграждает. Обоснование этого: Бог есть Добро, он не может быть источником зла - значит он не наказывает, ибо всякое наказание есть насилие и зло. В то же время, Бог не вознаграждает, в противном случае с ним можно было бы установить отношение "торговли" - я делаю, чтобы ты сделал - что не допустимо.
Требование Христа не противиться злу силой означает не что иное, как оставаться в Добре, не совершать зло против зла - не распространять зло, останавливать цепочки зла на себе - любить своих врагов, благославлять проклинающих нас, идти два поприща, не судить и т.д. (см. Как я уже писал, это не означает полное бездействие - творить добро следует во всю ширь и глубь. Иначе говоря, это означает - создавать и продолжать цепочки добра и останавливать на себе цепочки зла.
Но оставаться в любой ситуации в Добре, не отвечать злом на зло и означает действовать как Бог-Любовь, который одинаково в своей Любви относится и к праведнику и к грешнику, и к доброму и к злому. Бог не лицемерит, он любит каждое свое творение. Оставаться в Добре, не поддаваться провокации Зла, ширить Добро вокруг себя означает действовать как Бог - священнодействовать в полном уповании на Бога, на его Любовь. Это и есть истинная вера, которая не предохраняет себя пословицами "на Бога надейся, а сам не плошай", а полностью отдает себя во власть Бога на его милость. Бог не наказывает и не вознаграждает, но это не значит, что он не помогает нуждающемуся, тому, кому он пожелает помочь. Бог читает в сердце - ему не нужно многословно молиться, он знает, в чем нуждается человек и чистому сердцем, открытому для любви низходит в своей благодати и помощи.
6. Итак, вывод: Позиция непротивления злу силою есть позиция делания как Бог-Любовь. Что иное можно назвать обожением, как не это делание как Бог.

  • 1
А откуда же возьмутся враги? Если ко всем относиться одинаково, тогда всех будешь любить и приветствовать как братьев... как язычник.
Враг, он врагом быть не перестает (т.е. нет выхода за пределы этого различения), но теряет целостность: в нем самом производится различение на моменты зла и добра. И противостоя злу в нем, надо любить добро. Там где нет момента добра - там нет и любви к врагам: бесплотные силы зла.

1. Действительно, враг не перестает оставаться врагом, даже если мы по словам Евангелия, обращаемся к нему с любовью. Но в том-то и состоит мысль Евангелия, что различение людей на врагов и друзей - это только видимость, все мы дети Божьи и у всех насе есть способность (свобода) обратиться к добру.
2. Требование "возлюбить врага своего" - это не требования различить в человеке добро и зло, а предложение Другому обратиться к нам с добром и миром, оставить Зло. Возлюбить врага своего - это продолжение заповеди "возлюбить ближнего своего как самого себя", поскольку и враги - нам близкие, враги - тоже люди.
3. Оносительно Вашего замечания: "Если ко всем относиться одинаково, тогда всех будешь любить и приветствовать как братьев... как язычник". Здесь как мне кажется, у Вас происходит некоторое смешение. Как раз заповедь язычника - око за око, зуб за зуб - заповедь справедливости, четкого различения своих и чужих, союзников и врагов. Для язычника естественно своих любить, а врагов ненавидеть. Христианство впервые предлагает заповедь по ту сторону справедливости, по ту сторону всякой мести и воздаяния по заслугам - возлюбить всякого человека и доброго,и злого.
4. Нет никаких "бесплотных сил зла", источником добра и зла является каждый человек, поле битвы между добром и злом проходит в душе каждого из нас, поэтому нет злых людей, нет добрых людей, а есть люди, которые делают добро и совершают зло.

"Нет никаких "бесплотных сил зла"…

Как нет? А кто Христа искушал, человек? А о чем тогда говорится в главной молитве: "…но избави нас от лукавого"?

---
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
(Лук.4:1-3)
---

А это про кого?

---
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
(Лук.4:41)
---
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
(Лук.8:27-33)
---

"…источником добра и зла является каждый человек…"

??? Да ну, что Вы. Источник единственный - Отец, Сын и Святой Дух. Даже ангелы (умно-материализованные смыслы) имеют тварную природу.

---
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
(Матф.13:36-39)
---

  • 1
?

Log in

No account? Create an account